Удачные выходные – новое парапланерное место в Прибайкалье
|
|
Старт у "крематория" |
Боже, что это за лето... Оно проходит и всё без толку... Не припоминается такого, в прямом смысле, безоблачного.
Наконец, в начале августа, после прошедшей дождливой недели, бесконечные таёжные пожары в Прибайкалье приостановились. Постоянный дымный смог продуло холодным северо-западным фронтом, атмосфера очистилась и солнце по-летнему согрело землю.
Скорей, скорей на горку. На ИАЗе солнечно, иногда бывают динамики, но слаботермично – над головой извечная "голубая дыра" – это "проделки" сырых пойм сливающихся речек Куды и Мурина, а также сходящихся в этом месте трёх больших долин. Как ни крутись (даже на параплане), летом, большего чем хороших учебных условий и слабеньких термодинамиков из нашей любимой горки под Усть-Ордой, увы, не выжмешь. "Бермуды" типичные получаются – с трёх сторон в 50-70 км отчётливо работают облачные "батареи", но дойдя до нас всё замирает и распадается.
Сидеть и напрасно ждать "у моря погоды" надоело, тем более когда так хочется после затянувшегося перерыва попасть к облакам. Пора бы нам, хлопцы, провести основательную инспекцию облачных "родильных домов".
Итак – снаряжённый автомобиль, карта-атлас Прибайкалья, спутниковый навигатор, трезвые головы и решительность намерений – что ещё нужно для предстоящего поиска? План...
Прежде всего нас заинтересовал район долин верховий реки Куда и её притоков, где нами давно подмечено появление самых ранних утренних "вспышек" и самое позднее вечернее "затухание" огромных кумуло-нимбусов.
Суббота уходит на изучение северо-западных лесных окрестностей Усть-Орды – по просёлочным и лесным дорогам до вечера объезжаем дальние долины, разбросанные между таёжных хребтов – Кулункун, Батхай, Кударейка – они отчётливо определяют ближайшую к нам границу интересующего района. Нижняя Идыга, Харазаргай, Кукунут и долины на северо-восток уже внутри термичного района. Облачные "улицы" уходят вглубь таёжных хребтов всё дальше от цивилизации, завтра будем пробираться туда.
Воскресное утро, наша троица вновь в пути, но теперь прочёсываем дорогу Базой-Гаханы-Ахины, т.е. направление вдоль русла верховий реки Куда, в предполагаемое "ядро" района.
Вид на Гаханскую долину в сторону Новониколаевска |
11.30 утра. На подъезде к селу Гаханы прямо по нашему курсу на севере видим стремительно заработавшую "кананаду" на дальних хребтах в районе Байтог-Ахины и правее в районе Новониколаевска-Муромцевки.
Ещё издалека, среди пологих хребтов, обращают на себя внимание кирпичного цвета крутые сопочные взлёты входа в Ахинскую долину. Там, вдоль узкого хребтового провала по разным берегам Куды, вытянулись посёлки Байтог и Серафимовский. Внутри самой Ахинской долины уже "варится" хорошая погода, а южные склоны справа от Серафимовского должны включиться вот-вот. Скорее туда...
Через ветхий мост, соединяющий посёлки, мы въезжаем в Серафимовский. Круто спадающие склоны и река зажали и вытянули его в две длинные улицы. Нам до его конца, к склонам южной долины. Объезжаем "угол" хребта и вот он, щедро освещённый солнцем, изрезанный небольшими овражками, скально-глинистый крутой стометровый склон. Верх склона словно шарфом опоясывает большое травянистое плато с лесистой вершиной 1014 м.
Мы здесь впервые. Жаркий, сухой воздух голой долины подходит к протянувшейся на восток гряде, периодически слышен шум в кронах деревьев, растущих в верхней части горы, высоко над нами кружатся коршуны и вороны, а ещё выше в голубой дали появляются и тают белоснежные комочки начинающегося "зенитного обстрела".
Ну, ребята, даже не верится в происходящее – о такой удаче мы и не мечтали, чтобы вот так - всё и сразу... Что-то сегодня обязательно должно произойти.
Стартовый "угол" хребта |
Надо пробовать – ставим ветровые чулки, и с рюкзаками начинаем подниматься вверх по пологой стороне лесистого распадка. Что-то мистическое, наверняка, есть в этом месте, уж больно приметное возвышение над широкой долиной. Так оно и есть – вверху, на самом краю плато, искусственно сложены определённым образом две внушительных каменных ступы. Это, явно древнего происхождения, культовое сооружение-жертвенник: между каменных плиток различимы бесчисленные мелкие останки жжёных костей. По всем приметам – это действующий шаманский "крематорий". Не разгневать бы местных духов, а заодно и аборигенов, своим присутствием здесь...
"Дракончик" над горой |
Стоя у края плато, ощущаются горячие и прохладные волны проходящего снизу воздуха. Прямо у жертвенника раскладываем крылья и по очереди стартуем. Технически процедура эта несложная, но требует навыков чёткого подъёма крыла "обратным" стартом, после этого неспешно подходишь к краю обрыва, сердце замирает и... словно из "тепловой пушки" вертикальный поток подхватывает тебя вверх. Можно просто "гулять" туда-сюда вдоль обрыва, но цикличные термики (а может и местные духи) заманчиво "шуршат" ветками в распадке, по которому мы поднимались на плато.
Погода ещё слабенькая, большинство уходящих "пузырей" голубые, т.е. не доходят до высоты конденсации пара и поэтому не имеют видимого облачка в небе. С первой попытки выкручиваю 525 метров над стартом и... вариометр затихает.
Внизу, у машины обмениваемся впечатлениями, погода и настроение приподнятые. Термическая пауза скоро закончится, а что будет потом... посмотрим.
Со стороны посёлка к нам движется мотоцикл – значит, нас заметили. Это русские, местные жители, они удивлены увиденным, для них это целое событие. На взаимные расспросы даются взаимные ответы.
Действительно, наверху находится бурятский тотем. Традиционно, в день летнего солнцестояния, здесь проводится празднование и культовый ритуал – Тайлаган. На вершину, из окрестных селений, поднимаются буряты-мужчины, чтобы совершить древний обряд. Режутся жертвенные бараны, здесь же готовится мясо, которое съедается присутствующими в перерывах между "брызганием" духам и камланием шамана, бараньи кости сжигаются на каменных ступах на краю обрыва:Ну, если кости только бараньи, тогда можно расслабиться, а то чего только не примерещится воспалённой фантазии...
Прощупывание погоды |
Вторую попытку вновь начинает Николай Степанович, и набор 350 м – результат его нового "заплыва". Начинается новый хороший цикл, подбадриваю к старту Номеровского Сашу. Он взлетает и... делает досадную ошибку – проходит вправо вдоль гряды в момент смены направления ветра на попутный – результат: потеря высоты и уход вниз на посадку. Да, на войне – как на войне: термический полёт сходен с шахматами – частенько, даже один неверный ход и "партия" проиграна.
Через долину, в сторону нашей горки, движется привлекательная облачная "улица". Над моей головой "вспухает" красивое облачко, а слева, в распадке, опять "кто-то" трясёт ветки. Стартую...
Без сюрпризов и фокусов, поток на месте – начинаю сразу спиралить и центровать его. Фоновый юго-восточный метеоветер наклонил термик в сторону посёлка. В начале скромный по скорости подъём в 2 м/с, постепенно усиливается до 6 м/с, вариометр радостно заливается "соловьём". Замечательно, с такой скоростью, словно тебя пульнули из рогатки, можно быстро добраться до основания облаков. Вдобавок, непередаваемое удовольствие получаешь в каждом витке спирали от чёткой формы и покладистого нрава потока, "вкуснятина" да и только. Просто не верится, несколько минут и под тобой уже 2000 м. Облачная база ещё чуть выше, но начавшееся торможение подъёма и "расползание" термика перед подошвой облака начинает неприятно швырять купол над головой. Это уже не "чистописание" в небе – это борьба с "мустангом". Ладно, хватит, выхожу из потока в сторонку... Теперь можно спокойно осмотреться.
Поселки Серафимовский и Байтог с высоты птичьего полета |
Так, особо податься некуда, ветерок несёт моё облако в бескрайние таёжные дали, туда, к "гостеприимным" медведям, мне не очень хочется. Есть варианты двинуться с боковым сносом в Гаханскую или Ахинскую долины, но рации с собой нет и как выбираться после посадки обратно к старту из этой глуши большой вопрос. Ладно, оставим эти варианты на будующее. Вот впереди привлекательная облачная "улица" вытянулась с противоположного хребта нашей южной долины. Туда далековато конечно и против ветра - получится или нет попасть под неё?
Впереди облачная "улица" |
Лечу обратно в сторону старта и клубящейся "улицы". Скорость по GPS всего около 25 км/час, трудновато возвращаться против ветра, снижение в "голубой дыре" до 3 м/с. Пока высоты достаточно можно спокойно пофотографировать окрестности. А посмотреть есть на что – вокруг всё "кипит" и быстро меняется, впереди сквозь голубоватую воздушную дымку до горизонта видны чередующиеся степные долины, зелёные таёжные "плантации", редкие дороги и посёлки. Подо мной замедленно "проплывают" Байтог и Серафимовский.
Опаньки, прямо на глазах ближайшее "уличное" облако начинает разваливаться, всё – "кино не будет", нисходящий поток усиливается. Иду на посадку на стартовое плато, где возле "ступ" разложены наши крылья...
Ну, что ж, можно смело записать в актив ещё одно интересное лётное место в Прибайкалье. В 135 км на северо-восток от Иркутска, в узкой Ахинской долине, обнаружен облачный "полигон".
Поиски продолжаются, до встречи в облаках...
Дополнение от 19 сентября 2003 г.
Как ни безрадостно это сообщать, но идя навстречу настоятельным просьбам верующего бурятского населения Байтога и практикующим шаманам, мы вынуждены прекратить полёты с Шаман-горы и ещё двух окрестных вершин Ахинской долины, на которых находятся действующие тотемы нескольких родов эхирит-булагатских бурят.
Во избежание возможных конфликтов с местным населением, туристам, прибывающим в этот район, следует придерживаться определённых правил, гуляя по окрестностям долины: заранее узнать о местоположении священных мест, близко к ним не подходить (особенно женщинам). Любое присутствие мужчин на ритуалах возможно только с разрешения шамана.
Ахинская долина не перестаёт удивлять нас своими природными возможностями и полярным отношением к нашим полётам местных жителей. Недалеко от водораздельного хребта бассейнов рек Ангары и Лены, в самом конце долины, мы обнаружили и облетали две новых, удобных для парапланеризма, горки. За посёлками Тимошинск и Ахины находятся горы Красная и Тыпхей, своей структурой, ориентировкой к ветрам и аэрологическими возможностями не уступающие Шаман-горе.
Изучение полётных возможностей в Ахинской долине продолжается. Оказывается мы здесь не первые, о парапланах местное население этих посёлков уже немало наслышано, особенно о серьёзных претензиях охотохраны заказника к появившимся в этих краях браконьеров с парамоторами. Развитие спортивного парапланеризма люди одобряют.
13.08.2003