Мечты сбываются – человек может летать!
 
 

Рабочие частоты

  • 144 600 – основная;

  • 144 800 – резервная.

Не забудьте зарядить рацию и телефон!!!

И взять с собой тоже не забудьте!

Зимний кайтинг

В прокате имеются гоночно-фрирайдовые кайты Dune Rash ICE, площадью 4, 5 и 7 кв.м, трапеции с роликами.

Подробнее...

 

 

Михаил Фарих

"Только теперь, после пятидесяти, я понял, что состояние полета — одно из естественных состояний человеческого организма. Летать так же нормально, как ходить, лежать, плавать, сидеть… Только отчего-то большинство людей об этом не догадываются. Ходят, бегают, плавают, но не летают."

Почитать

 

Обсуждение статей и новостей

28.03.2021 19:16

Всем привет! сайт живой ещё? сколько будет стоить прокат Кайта и гидрокостюма в конце мая 2021 года?

23.07.2018 15:13

Молодец! Поступок достойного человека. Уважение и почет !. Крепко жму руку и поздравляю с участием в успешной спасательной операции.

04.06.2018 15:56 ivan

Во вторник (05.06.18) в 18.30 по адресу ул. Байкальская, д.263 проведем собрание по итогам прошедшего спортивного соревнования. По плану: - награждение призеров; - вручение дипломов всем участникам; - вручение благодарностей; - "разбор полетов", в рамках...

16.05.2018 16:10 ivan

24 го числа мая в 18:00 по адресу Байкальская 263, пройдет семинар по полетам на соревнованиях, расскажу про использование приборов. постановку задач и т.п. сразу после него в 19:30 – проведем брифинг, регистрацию пилотов и решим все орг. вопросы.

 

 

Наши друзья

www.paraplan.ru

www.angara.net

 

Дилер в Иркутске:
Негрий Оксана
Тел: +79832480092

 

 


Олудениз, Турция, 2011

Поездка в Олюдениз была определена только тем обстоятельством, что там московская парапланерная школа «Вектор» проводила SIV-курсы. Суть этих курсов, если кратко, сводилась к тому, что парапланерист сначала создает для себя экстремальную ситуацию, а затем учится тому, как из нее выходить. Тем самым имитировалась возможность появления подобной ситуации в реальных полетах, и вырабатывались навыки выхода из них без последствий.

То, что подобное происходит, сомнений не вызывает. У меня за неделю до отъезда, в конце моего полета за 900 метров, произошел очень неприятный инцидент. Когда я уже потерял большую часть высоты, и оставалось метров сто, пошел к юго-западному склону усть-ордынской гряды. Солнце и ветер были как раз с той стороны и я рассчитывал там на термик (Движение нагретого воздуха от поверхности земли вверх), с тем что бы попытаться выскребтись повыше. Термик действительно пришел. Очень злой и резкий. Сначала был резкий рывок купола и подъем, сопровождавшийся радостным писком вариометра, а затем неожиданно левая рука совершенно потеряла натяжение клеванты (петля стропы управления параплана). Стало как-то неуютно в подвеске и тревожно. Посмотрел на купол. Левая консоль на четверть сложилась. Инстинктивно перенес вес на правую часть подвески и стал растрясать клевантой консоль. Секунд через 10-15 купол раскрылся, и я ощутил его приятную наполненность, в натяжении строп управления. От сердца отлегло – все закончилось хорошо, но впрыск адреналина в кровь был весьма значительный. Некоторое время приходил в себя. Именно поэтому и не отреагировал на советы товарищей о смене курса.

Уже после посадки для себя еще раз отметил, что обязательно надо поехать и поучиться на SIV-курсы.

Сроки проведения курсов с 30 сентября по 9 октября 2011г. Учитывая путь до Москвы, вся поездка у нас получалось с 29 сентября по 10 октября. Компания у нас подобралась не маленькая. Саша Номеровский с женой Татьяной, Сергей Сизых, с женой Леной и дочерью Таней и мы с Лидой. Итого семеро.

      

Прилетали в столицу (29 сентября) с нашими компаньонами в разные аэропорты. Мы с Лидой во Внуково и на полтора часа раньше, а Саша с Сергеем и пр. в Домодедово. Вылет рейса на Турцию в аэропорт Даламан должен был состояться 30 сентября в 5 часов утра из аэропорта Шереметьево. Поэтому мы договорились сдать вещи в багаж в Шереметьево, а потом провести день в Москве. Вечером вернуться в аэропорт на последней электричке экспресса и ждать вылета. В итоге часам к двенадцати местного времени в Шереметьево мы все и встретились.

Из особенностей перемещения стоит отметить вес багажа. Он был в общей сложности килограммов 37. Четыре сумки различных размеров и рюкзак, с парапланом. Особенно впечатлял рюкзак с парапланом. Хотя он весил килограммов под 25, но учитывая его «нестандартные» размеры, со стороны, это смотрелось очень объемно. По габаритам рюкзак мог легко вместить в себя самого носильщика. В результате парапланерист сильно выделялся на станциях метро и на улицах города. Наиболее грамотным из нас в этом отношении оказался Сергей. Он взял с собой небольшую складную тележку на двух колесах, привязал рюкзак с парапланом к ней и уже не нес его, сгибаясь под тяжестью груза и неуклюже расталкивая окружающих при входе в метро, а элегантно катил тележку по тротуарам и платформам.

После встречи все шло по плану. Сдали вещи в камеру хранения и поехали в парапланерный магазин «Крылья». Пришлось его долго искать. Сергей выполнял роль знающего человека (он был в этом магазине года два назад), но скоро стал просто Сусаниным нашей компании. После пары поездок на автобусе к магазину и обратно к станции метро, от метро мы пришли пешком. За 5-7 минут дошли.

В магазине подзатарились. Каждый из летунов приобрел что-то ему нужное. Ценник в магазине был не маленький, но зато вещи достаточно качественные и в дальнейшем нам пригодились. Хорошее, качественное снаряжение приносит несомненное удовольствие от своего применения, особенно если до этого использовал подручные средства.

Удовлетворив свои потребности в снаряжении вернулись на станцию метро Белорусская, и в ее окрестностях нашли пивной ресторанчик «Кафе Крушовица». Там в подвале посидели часов до десяти (пиво нормально, но прокуренный подвал с плохой вентиляцией оставил неприятные воспоминания) и поехали в Шереметьево.

Прибыв в аэропорт, немного по нему побродили, определились с местом, где должны были встречаться в четыре утра с группой и лично с Игорем Волковым (директор парапланерной школы «Вектор»). До встречи оставалось больше пяти часов. Тут я вспомнил, что где-то на подходе к сектору F видел объявление «Капсульная гостиница». В моем представлении капсула это место, куда можно пробраться, замуроваться и поспать. Почему то вспомнил передачу ТВ о том, что в Японии в качестве спальных гостиничных мест предлагают капсулы. Показали комнату типа кельи, в которой стоит кровать и тумбочка вдоль одной стенки, а вдоль другой узкий проход. В такой капсуле можно только поспать и ничего более.

Возник интерес. А какая она русская капсула в аэропорту Шереметьево? Оказалось, что очень даже вместительная и уютная. Двухместный номер был хотя и без окон, но с санузлом, умывальником, душем и телевизором. С учетом затянувшегося для нас дня (в Иркутске было уже часа четыре ночи), перелета, пешего похода по столице и выпитого пива спать очень хотелось. Мы с Номеровскими не устояли. Заплатили почти по две с половиной тысячи за номер и разбрелись по парам до четырех утра. Сергей с семьей вдруг решили поработать в сети (ведь везде бесплатный WI-FI, а они программисты…) и даже не пошел смотреть на капсулы, о чем в последующем пожалел.

В назначенное время сначала зазвонил будильник, потом позвонила горничная. Умылись, причесались и в путь. Получили багаж. Еще раз порадовались, что в российских аэропортах появились тележки для перевозки багажа. Без них пришлось бы напрягаться гораздо больше. Ведь почти 40кг…

Встретились с Волковым. Получили все документы. Прошли паспортные и досмотровые формальности. Взлетели. Поспали. Поели. Опять поспали. Здравствуй Турция!

Летели около 3-х часов и прилетели рано утром. Аэропорт был современный. Из самолета в здание аэропорта прошли через специальный подъезжающий к люку самолета крытый трап-рукав. Уже в аэропорту, после получения багажа, переоделись в более легкую одежду (футболку и открытые сандалии). Вышли на улицу вполне по погоде. Было в районе двадцати градусов тепла. Не жарко. Расселись в автобусы, в которых работали кондиционеры. Все были несколько возбуждены от прибытия на новое место, которое приняло комфортной погодой и зеленью лета. После пыльной Москвы с ее толпами людей – просто благодать.

 

До конечного пункта нашего базирования в город Олюдениз ехать пришлось больше двух часов. Сначала ехали по гористой местности с каменистыми склонами, поросшими кустами и невысокими лиственными и хвойными деревьями, руслами пересохших рек и небольших ручьев. Чувствовалось, что окрестностям не хватает воды.

 

Иногда по обочинам попадались небольшие городки и поселки с невысокими домами в два три этажа. На многих домах были установлены баки под воду и рядом какие-то пластины. Сначала возникла мысль, что это солнечные батарее, которые используются для выработки электроэнергии. В последующем электроэнергия используется для нагревания воды и для нужд дома. (Даже вспомнил инфу о Германии, в которой датируют домовладельцев, которые производят электроэнергию за счет солнечных батарей) Однако потом, при ближайшем, более пристальном, рассмотрении выяснилось, что это не солнечные батарее, а обычные радиаторы, очень похожие на автомобильные. Только в отличие от автомобильных в них вода поступала не для того, чтобы охлаждаться, а для нагревания. После того как вода нагревалась она использовалась для домашних нужд. В итоге все оказалось не так высокотехнологично как в Германии, но за то весьма удобно и практично.

     

Примерно после часа поездки в окна автобуса мы увидели море. Его первое появление совпало с тем, что мы стали переезжать очередной перевал. Слева от нашего автобуса были отвесные горы, а справа обрыв, вдали показалось море, утопающее в зелени, с небольшими островами в середине бухты. Красотища!!!

По дороге проехали через достаточно длинный тоннель. Так как въехали мы в него без предупреждения, то получилось резковато. Яркое, яркое солнце и вдруг темень. От неожиданности все немного опешили… Но после того как кто-то сказал: «Это тоннель! ». Успокоились и стали рассматривать освещаемые фарами его стены встречные авто и наконец самое главное – свет в конце тоннеля.

     

К отелю подъехали примерно к часу дня. Название отеля, конечно же, поначалу несколько смущало. Имя PERDIKIA не благозвучно для русского уха. Не спасало даже то, что в переводе с греческого оно означало «голубь». Но дня через четыре уже все привыкли к слову, а с учетом того, что отель был уютный, кормили хорошо, появляться даже определенная симпатия к названию.

      

Виды отеля ПЕРДИКИЯ.

 

 

Лимузин парапланериста

 

По своим размерам отель был небольшой. Состоял из двух, трехэтажных домиков, в которых размещались отдыхающие. Ресторан и бар располагались под навесом во дворе отеля рядом с бассейном, в котором мы ни разу не искупались. После свежего морского воздуха очень сильно чувствовался запах хлорки и купаться в таком водоеме совершенно не хотелось.

На территории отеля было много различных цветов. Это создавало хорошую уютную обстановку красоты и благополучия.

Первый день по приезду был днем отдыха и адаптация к окружающей действительности. Было не очень жарко и при этом ярко светило солнце, кругом были горы, а вокруг все утопало в зелени. Конечно не тропики, но отличий не много. Наиболее сильное впечатление произвело море. Очень чистое, теплое и ласковое. Особенно это контрастировало с воспоминаниями о морях в Китае или во Вьетнаме, где вода постоянно имела немного сероватый оттенок от растворенной в ней песчаной или земляной взвеси. Температура воды была тоже достаточно комфортной около 27 градусов. Купаться было сплошное удовольствие.

В конце дня, после ужина во дворе отеля стали собирать запасные парашюты Саше и Сергею, Мой благо был еже собран. Запаску Сергею уложили быстро, помог Женя Блоха. А вот с Сашиной помучились. Евгений отказался, т.к. никогда не складывал СП-33. Бобр сослался на другие заботы. Пришлось ее своими силами заталкивать уже после брифинга.

Волков провел первый брифинг. На нем он изложил планы на курс СИВ, его задачи, содержание, требования к снаряжению, требования в безопасности и т.д. и т.п. Выяснилось, что все участники разделены на три группы.

Первая группа СИВ-1 (примерно 12 человек), вторая СИВ-2 (От первого СИВа второй отличался тем, что на нем рассматривался и практиковалось более точное и тонкое управление парапланом. Упрощенно можно сказать, что, если на первом СИВе пилот научался той схеме действий, которая не усугубит ситуацию, а при благоприятном стечении обстоятельств, параплан должен был сам вывести полет в нормальный режим. По сути, он учился тому, что бы не сделать своими действиями хуже, чем есть, т.е. азам техники безопасности. Второй же СИВ учил полностью управлять куполом, контролировать любые его отклонения от нормы.). Группа СИВ-2 состояла из 6 человек.

Третья группа СИВ-акро – пилоты обучающиеся основным элементам воздушной акробатики. Это те, кому уже скучно просто летать, а хочется или соригинальничать, отличившись от всех, либо еще больше пощекотать нервы во всевозможных мертвых петлях и т.п. Высший пилотаж парапланеризма. Инструктором в группе СИВ-2 и СИВ-акро был Андрей Алепов или Бобр, как его все называли.

На брифинге для СИВ-1 Волков рассказал о предстоящих упражнениях для участников курса. Предстояло выполнить старт на горе Бабадаг. Пройти над сушей. Выйти на середину бухты. Доложиться о прибытии и затем по команде с земли начать выполнять упражнения. Первый день отрабатывали крутую спираль и подвороты консолей крыла. Упражнения не сложные, но полезные. Если подвороты в той или иной степени каждый из нас уже испытал (залипание «ушей» параплана при полете, частое явление), то крутая спираль, с ее перегрузками это новое состояние и новые ощущения.

На следующий день встали на завтрак и после него поехали в гору. Весь подъем, в специально оборудованных автомобилях марки ДОДЖ занимал около часа. Скорость передвижения была не велика, но в условиях, когда кругом отвесные скалы и повороты на сто восемьдесят градусов быстро ехать не хочется. Чаще возникали другие мысли. Типа: »Зачем он так быстро едет? Можно же и в поворот не вписаться …». «Вот спускаться можно было бы и помедленнее! Куда торопиться? На ужин все равно успеем…»

Олудениз с километровой высоты.

 

Дорога на гору была, как и положено горной дороге – извилистая с большим уклоном. Достоинством ее было покрытие. Она была выложена плиткой почти до самой вершины. Это несколько успокаивало, но не сильно. За каждый подъем платили перед отправлением. Сумма платежа 30 турецких лир. Что-то около 550 рублей по действовавшему тогда курсу обмена евро или доллара. Рубли на лиры в Олуденизе не меняли.

     

Поднялись без приключений с одной остановкой у лесников. Лесниками называли пост на подъезде к горе, которым платили за дорогу и возможность использования самого места для старта. Самый нижний старт бал тоже выложен брусчаткой (два года до этого, по словам Сергея, там было много камня, и стартовать было не очень удобно.), что радовало. Значит деньги, которые собирали за въезд на гору, использовали не только на себя, но и на улучшение условий бытия летающей братии. На нижнем старте, куда мы заехали, был выстроен небольшой домик с цивильными туалетами (М и Ж) и небольшой барной стойкой под навесом, в которой можно было взять за 2- 3 лиры чай или кофе. Так что все достаточно цивильно.

Здесь же на старте Волков провел краткий брифинг, повторив основные моменты в технике выполнения упражнений сегодняшнего летного дня. Разошлись готовиться. По дайверской традиции предложил Саше посетить заведение WC. Посетили. Заведение понравилось своей чистотой и порядком. В последующем у нас, как у космонавтов, появилась даже своеобразная традиция, которую мы не нарушали на этом старте до крайнего полета.

Выпускающий инструктор тщательно проверил экипировку. Меня порадовало, что приобретенный в столице парапланерный костюм оказался в цвет с моим спасжилетом и плюс к тому карман на груди жилета оказался как раз под радиостанцию. Мелочи, а приятно.

Ветер на старте был встречный, комфортной силы. Старт прошел без проблем. Дошел до бухты. Отметился у Волкова. Начал работать.

Из первого дня запомнилась красотища окружающей действительности: высокие горы, облака ниже уровня твоего полета, сияющее лазурное море. Из упражнений, конечно же, спираль. Когда заложил ее в третий раз, и мощная перегрузка вдавила меня в сидение подвески, а после третьего оборота встречный ветер стал выбивать из глаз слезы, голова стала немного кружиться – ощутил что это просто классно. Выходы из спирали получались немного корявые, с «горкой», но восторг от пережитых ощущений был полный.

  

Первый день слетели два раза. В перерыве с превеликим удовольствием купались и нежились на ярком солнце.

  

Вечером прошел очередной брифинг. На второй день планировались В срывы (стропная системы параплана состоит не менее чем из трех рядов строп. Первый ряд – А ряд, второй – В ряд, третий – С ряд. Если втянуть центральный ряд строп, площадь параплана уменьшается. В результате уменьшается его подъемная сила, и купол начинает снижаться. Скорость снижения до 6 метров в секунду), фронтальный подворот и «бабочку» (по классике бабочка заключается в том, что центральная часть параплана втягивается и консоли соединяются впереди летящего параплана. Выглядит очень эффектно).

  

Второй летный день начался как обычно. После завтрака погрузились на машины и в гору. Немного подпортила день погода. Первый раз слетели – хорошо. Отработали программу, приземлились. У нас с Сашей прошло все более или менее. Правда, после В-срыва, только чудо позволило мне выйти в нормальный режим полета. Как в последующем оказалось, у Саши Номеровского была аналогичная ситуация. Нам повезло. А вот Сергею повезло меньше. Он, отрабатывая упражнения и борясь с различными сложениями, вышел в нормальный режим полета очень низко. До берега было далеко, и приводнение стало неизбежным. Метрах в трехстах от берега Сергей, заранее отстегнувшись от подвески, спланировал в воду. Приземлился мягко, без волны…

     

К нему сразу же подрулил катер спасения. Принял на борт сначала его, потом собрали и втащили купол. Выловили второго «утопленника», как их обычно называли. Второй, коллега Сергея по СИВ-2, приводнялся не так комфортно. Он был вынужден выбросить запасной парашют и в воду входил, как и положено на запаске. Все эти события мы наблюдали с земли. Было не до конца понятно кто и что, но потом, переспросив у инструктора, все стало на свои места. Но главное, успокаивало, что все приводнились без травм. Для Сергея это было особенно актуально, так как за две недели до поездки он на полетах сломал ребро и физически был не совсем в форме. Помогать с выгрузкой из лодки Сергею не пришлось. Когда мы с Лидой подошли купол с подвеской был уже на берегу. Оставалась надежда, что запасной парашют не промок. Увы. Распаковав контейнер, убедились – вода везде. Все мероприятие спасение (100 лир) промывка параплана и запасного парашюта пресной водой (до 75 лир, но можно торговаться) турки делали быстро и даже с некоторым удовольствием. Для них это заработок, т.е. небольшой бизнес. Иногда возникала даже некоторая конкуренция между спасателями. К одному «утопленнику» подходила пара катеров. Как они решали кто из них прав не понятно, но все происходило достаточно мирно.

Второй заезд на гору в этот день не удался. После того как выпусти троих пилотов над стартом нависло облако и пошел мелкий дождь. Среди счастливчиков оказался и Саша Номеровский. Он успел стартовать до закрытия и хотя ему пришлось секунд двадцать лететь сквозь облако на сложенных ушах, но свой полет он сделал. (Конечно назвать его просто счастливчиком будет не точно. Он, скорее деятельный счастливчик. Когда стало накатывать облако Саша, который обычно вылетал во второй половине группы, стал усиленно пробиваться в первые ряды. В результате пробился и слетел…). Мы, кто остался на старте, надежду не теряли. Сначала стащили купола под навес и пытались переждать непогоду. Однако через два часа ожиданий все поняли – надо спускаться, а то станет совсем темно. На скорую руку затолкали купола в мешки, погрузились на машины и в путь. Единственным утешением стало то, что лесники пересчитали тех кто спустился с горы и на завтра не стали брать свои 15 лир. Следующий заезд для нас оказался дешевле.

  

Последующие два дня по распорядку были похожи на предыдущие. С погодой везло. Все заезды заканчивались стартом и полетами. Но вот по впечатлениям они стали наиболее «веселыми». Чтобы не повторяться, приведу здесь дословно то, что отписал на сайт «Небо Байкала» по их окончанию.

Впечатления от прошедших четырех дней курса СИВ-1 остались незабываемыми и очень сильными. Пожалуй наибольшим испытанием, потребовавшим затрат большого количества внутренних сил каждого участника, стало преодоления страха. Причем страх возникал из-за двух обстоятельств. С одной стороны животный страх за собственную жизнь. Высота большая, выполняемые упражнения гарантированно приводят к нестандартным, никогда нами не испытанным (с Сашей Номеровским. Сергею было видимо проще. Он уже прошел СИВ-1 и был в курсе что будет при выполнении каждого из упражнений) ситуациям ….

Конечно, инструкторы об этом никогда не говорили, но подразумевалось, что исход может быть очень не хорош. С другой стороны присутствовал страх лохануться в коллективе товарищей «по цеху» – тоже неприятно.

Вообще психологический напряг и работа над собственным «Я» очень существенная часть всего курса. Хотя конечно и физическая нагрузка получилась не маленькой. На экзаменационном полете руки болели, как после тяжелой работы Плюс к этому были все в синяках от неоднократных встреч с ремнями подвески и параплана.

Первый день запомнился перегрузками глубокой спирали. Второй колбасней В-свала. Колбасило жестковато. Где небо, а где земля в то время я понимал плохо. Просто повезло. За мной следующий товарищ, с таким же продвинутым, как и у меня, куполом оказался в авторотации и выбросил запаску. Однако, как потом оказалось, это были только цветочки. Ягодки, как и положено, были впереди.

Самое запоминающееся упражнение – полный срыв потока (ассиметричный срыв, что по сути одно и то же, но с небольшими нюансами). Первый срыв прошел без последствий. Повезло. Небольшой галстук не в счет. Развязал. Второй. Здесь ягодки и поспели. При выходе из режима на правой консоли завязался галстук на треть крыла. Выход из режима закончился авторотацией. Крыло, в подвернутом состоянии, в темпе тащит меня, вправо вниз закручивая по спирали. Перегрузка резко возросла, и центробежная сила вдавила в подвеску. Вращение по кругу. Промелькнула мысль: «Запаска?». По рации прозвучал спокойный голос Волкова: «Авторотация. Давай отрабатывать! Срывай левую консоль. Тяни левую клеванту! ».. Изо всех сил пытаюсь это сделать. Стропа ни с места. Скорость вращения нарастает. Доносится голос Волкова: «Если не получается одной – тяни двумя руками! ». Хватаю второй рукой левую клеванту и изо всех сил тяну ее на себя. Свершилось! Стропа подалась сантиметров на сорок. Купол сморщился и ушел вверх. Вращение неожиданно закончилось. Блаженство. Купол зашелестел над головой, пытаясь выдернуть клеванты из рук. Через несколько мгновений поднимаю руги, вывожу купол из срыва. Всего пару небольших галстуков над головой. Полный кайф!!! Не спеша их развязываю. Благо Волков дал немного времени успокоиться. Делаю еще один срыв. Повезло. Без существенных эксцессов. После посадки солнышко стало светить ярче и греть сильнее. Благодать!!!

Тогда у меня закралось сомнение о том, что я что-то делаю не так. Стал расспрашивать сотоварищей. Усиленно пытался понять, что делаю не по правильному? После твиста на этом же упражнении в следующий вылет сомнения усилились еще больше. Уже после этого второго вылета Женя Блоха (наш инструктор-выпускающий на горе) рассказал, что для продвинутых крыльев типа ДХВ-2 и выше (наш с Сашей Номеровским вариант) выход из срыва должен быть ступенчатым, что бы купол немного наполнился и только после этого клеванты в гору. Попробовал следующий вылет – сработало.

Из этого общий вывод, который может пригодиться на будущее следующим курсантам СИВ-1. Крылья продвинутые, с высоким качеством и большим удлинением, требуют более четкого и тонкого управления. Общие правила выхода из режимов для них должны уточняться исходя из индивидуальных особенностей крыла.

Отсюда существующая рекомендация о том, что на СИВ-1 лучше использовать парапланы класса безопасности 1 или 1-2 вполне оправдана.

На этом все. Ждет пятый полетный день…

    

В пятый день самостоятельно отрабатывали программу для сдачи экзамена. Подходили в бухту. Докладывали о прибытии и начинали делать. Волков лишь контролировал ситуацию давал кое-какие комментарии об увиденном, и мог вмешаться в процесс в случае необходимости. Последнее обстоятельство, конечно же, существенно успокаивало. Можно было делать любые упражнения, но рекомендовали делать все по порядку. Собственно так мы и делали. Без особого усердия, но с чувством и предельной аккуратностью. С учетом полученных навыков день был очень полезным. Самостоятельно выполнять упражнения психологически гораздо труднее, чем под чутким руководством. Всем нам троим день удался. Никаких эксцессов или неприятностей. С Сергеем мы сделали даже по три вылета, а вот Саша подсдулся. На третий вылет не поехал. Но дело очень индивидуальное. Часто стоит сначала прокрутить в мозгу пару раз и только потом выполнять. Да и физически было очень тяжело. Мало того, что руки и все тело болели как после тяжелой работы, но еще все руки были в синяках от встреч с ремнями подвески и параплана.

После пары полетов в свободном режиме настал день экзамена. Экзамен все прошли без проблем. Все получалось и получалось не плохо. Сдали все! В то же день после обеда полетели в бухту бабочек. По преданию, в этой бухте в отдельные годы в определенное время для продолжения рода слетались со всех окрестных мест миллионы бабочек. Их огромное количество создавало красоту и необычность. И хотя сейчас уже никто не помнит, когда это было, но название осталось. Да и осталась тайная цель – вдруг именно в твой туда приезд или прилет бабочки как раз туда и соберутся. Ну и наконец, повод серьезный – сдали экзамен надо отметить…

    

Старт в этот раз получился не простым. Пришлось стартовать с самого верха в сторону дороги. Склон был короткий и довольно крутой. Ветер неустойчивый. Мы с Сашей, хотя и не с первого раза, но стартовали, прошли вдоль гребня и в образовавшиеся промежутки между облаков прошли к морю. Сергею не повезло. При старте ветер совсем сдох. Он не набрал скорость и, пролетев через расположенную ниже дорогу, приземлился на крутой склон метрах в двадцати перед отвесным обрывом. Жутковатое впечатление. Оно особенно усилилось, когда вечером мы стали смотреть видеосъемки, которые показывали в одном из местных кафе. На них видно как он разбегается, купол выходит вверх, но не наполняется полностью и с края обрыва (там не видно того, что внизу дорога и там еще метров пятьдесят относительно ровной поверхности) Сергей падает вниз. Кошмарное зрелище.

Однако, в конце концов, Сергею повезло дважды. Во-первых, он не разбился при неудачном старте, и во вторых следующий старт оказался более удачным и он взлетел.

Бухта бабочек – триста метров морского берега, зажатые между двумя отвесными утесами высотой под пятьсот метров. Красотища!!!

Садиться на таком не очень большом участке для нас было не сложно. Все- таки, опыт полетов на различных горках, часто в стесненных условиях позволяет себя чувствовать более уверенно. Однако так получилось не у всех наших пилотов. Старейший участник нашего мероприятия неправильно зашел на посадку и влетел в местные деревья, развесив купол на них же. Сам дед, конечно, вызывает несомненное уважение (ему 70 лет и он только два года назад стал осваивать парапланеризм), но вот на простейшей посадке лоханулся. В результате оставшиеся дни он хромал по земле от отеля до пляжа и назад. Была и еще одна потеря в команде школы Вектор. Одна дама из СИВ-акро после красивых пируэтов в небе в составе группы из трех пилотов не дотянула метров тридцать до берега и плавно вошла в воду. На оплате спасения она, конечно, сэкономила, стала на дно и вышла на берег, но очень неприятно. Практически на пустом месте…

Отметили мы успешную сдачу экзамена довольно скромно – по банке пива. Остальные были гораздо в более «накачанном» состоянии. На обратном пути наиболее несдержанные из них (человека четыре) устроили прыжки с идущего корабля за борт. Поначалу даже хотели броситься их спасать и только при ближайшем рассмотрении выяснилось, что после прыжка они цеплялись за канат, который тянулся за кораблем. Потом по этому канату они подтягивались к кораблю и процесс повторялся. Развлечение понравилось и перед берегом его участниками стало уже человек восемь. В конечном итоге все обошлось без эксцессов.

После дня сдачи экзаменов был день отдыха. Полетов не было. Собственно особо и не хотелось. Накопилась и психологическая и физическая усталость. Отдых был очень вовремя. Утро провели на пляже, а часа в четыре поехали в близлежащий город Фетху.

     

Город был центром одноименной провинции. Достопримечательностей там не было. Обычный турецкий город. Из интересного, запомнилась мечеть. При чем, ни размерами и ни формой, а тем, что со стороны центральной улице на ее первом этаже находились магазины, которые торговали ни какими-то предметами культа, а обычными бытовыми товарами типа продуктов и моющих средств. В сравнении с нашими православными храмами с прихрамовой территорией, высоким забором – очень необычная приближенность к мирским делам.

На улице встретился раритетный экземпляр немецкого автомобиля фольксваген-жук в очень хорошем состоянии.

Когда прошли центральную часть города и стали приближаться к жилым кварталам, то в глаза бросились небольшие курятники рядом с многоэтажными домами. Вразумительного объяснения такому факту не находилось. Зачем? Гида рядом не было, спросить не у кого. Все как-то забылось. Потом уже в Иркутске, рассказывая о поездке знакомому узбеку (тоже ведь азиат и мусульманин) поинтересовался: «А у вас есть такое?». Он мне рассказал, что в Ташкенте в некоторых дворах тоже есть подобные курятники. Их сделали местные евреи. В иудаизме есть специальные требования к приготовлению некоторых блюд. В их приготовлении должна использоваться кровь от живых кур. Поэтому тамошни иудеи держат этих кур в маленьких курятниках, а когда нужно получить ингредиент для приготовления блюда прокалывают специальным инструментом кровеносную систему курицы или петуха, выкачивают какое-то количество крови, а потом птичку снова отпускают в клетку. Процедура очень своеобразная, для нас – европейцев. Для мусульман же с жертвоприношение живых баранов это вполне житейская вещь. В остальном городок был чистеньким. Небольшая река в центре города имела облицованные камнем берега. Хорошенький и на наш взгляд вполне уютный городок.

     

  

Оставшиеся дни были все летные. Летали, как правило, по три раза. Исключение сделали на день турецкой бани. Баня действительно того стоила. Прогрелись в сауне, потом нас помяли и помыли в самой турецкой бане. На закуску, сделали общий массаж. В качестве презента от заведения выдали по бутылке воды и напоили хорошим чаем. После этого все были в восторге.

Вечерами в отеле был хороший ужин. С бутылочкой красного или белого вина он становился просто чудным. Наступала расслабуха и после его завершения делать что-то, или куда-то идти очень не хотелось и все, как правило, разбредались по номерам и мирно засыпали. Исключение сделали в предпоследний вечер. Сергей выступил с инициативой: «А не покурить ли нам кальян?». Инициатива понравилась. Дружною толпою пошли в стекляшку (так называли кафе на набережной, в котором часто обедали и от которого отправлялись машины на гору). Это начинание не поддержала только Лида.

Покурили. Впечатления самые хорошие. С одной стороны и зеленые человечки перед глазами не бегали, а с другой чувствовалось некое легкое наркотическое опьянение. Такое состояние явно поднимало настроение. Посмеялись, Попили чайку. Повторять не стали, что бы случайно не усугубить, и в отличном настроении пошли баеньки.

     

Полеты, конечно же, были шикарные. Запас высоты большой, воздух стабильный, виды кругом обалденные …. Не случайно эти места давно уже облюбованы парапланеристами всей Европы. Однако учитывая, что главной целью нашего нынешнего посещения Олудениза было обучение, большая часть полетов была посвящена именно этому. В самостоятельных полетах такого экстрима, как до этого, конечно же, не было, но отдельные упражнения (спирали, подвороты, боевые развороты делали все). Вот только с полным срывом потока (наиболее рискованное упражнение) Саша Номеровский не стал экспериментировать. Мы же с Сергеем выполняли и это упражнение. Единственное, в первый полет дня я его никогда не делал, а только во второй или в третий. Объяснение простое. Если что-то пойдет не так и придется приводняться, так чтобы хоть не весь день пропадет. Однако все обошлось без каких-то эксцессов. Все выходы из срыва получились довольно мягкие, без больших галстуков или твистов. Психологически конечно было сложновато заставить себя работать экстрим (полный срыв потока – настоящий экстрим), когда можно и не работать, но нам это удалось преодолеть.

Посадки на набережную, не смотря на то, что она по большей части была выложена брусчаткой, не была сложной. Ветер практически всегда, хотя и с разной силой дул с моря, и потому мягко сесть, с учетом нашего опыта, было не сложно. Некоторые товарищи из нашей группы были не столь тренированы, и иногда приземление у них было не на высоте. Опять же порадовало нас и это обстоятельство.

Собирать купол не совсем приятное занятие. За небольшие деньги от 3 до 7 лир можно было это доверить местным спецам. Однако не стал я допускать их до этого дела. Надо тренироваться… Опять же на берегу моря, обдуваемый легким ветерком, чем не отдых и не удовольствие?

Пару полетов сделали просто как праздник для души. Попарили над облаками и прибрежными горами. Пофотографировали друг друга и окружающие пейзажи. Саша снял небольшой видеофильм. Все просто отлично. Единственное, что потом все-таки напрягало – это почти полное отсутствие термических потоков. Медленно снижаться без термички с одной стороны и хорошо, но с другой несколько скучновато. Хотя с учетом того, что летали мы так всего три дня, сильно надоесть это не успело. Душа была на седьмом небе от блаженства. Идиллия!!!

Уезжали в восемь вечера. Был не совсем приятны момент в том, что выселили нас в двенадцать, а все вещи сложили в комнату охраны на выходе из отеля. Однако оставшееся время с удовольствием провели на пляже, потом затарились сувенирами, подкрепились в кафе на берегу моря, и уже подошло время ехать на самолет. Так что неудобств, в связи с отсутствием комнаты в отеле, мы не испытали.

Обратный перелет был совершенно беспроблемным. Прилетели глубокой ночью. Не стали насиловать организм и всем коллективом (сейчас уже Сергей не стал оригинальничать) отправились в капсульный отель. До 10 часов утра поспали. Проснулись, покушали и в путь. Вылет у нас был из разных аэропортов. Мы с Лидой вылетали из Внуково, а Саша с Сергеем и пр. из Домодедова. Доехали на аэроэкспрессе до метро. Попрощались и разъехались по своим вокзалам.

Оставшаяся дорога прошла как по маслу.

Валерий Соснин

Ещё немного фотографий...

 

Обсуждение

Сергей Сизых
01.09.2012 05:23
Валера, классный отчет! Вспомнилось... Как было здорово!
 Ответить с цитированием
Nиколай Sуроегин
07.09.2012 10:52
Здоровский репортаж!!! Спасибо Валера!!! Все КЛАССНО !!!
 Ответить с цитированием
Александр Номеровский
07.09.2012 17:17
прочитал на одном дыхании...Валера порадовал...развеселил (фамилия у Бобра - Алепов...)
 Ответить с цитированием

Вы тоже можете оставить свое сообщение.

Постарайтесь быть корректными в выражениях, не пишите сообщения, не имеющие отношения к данной информации.

Веб-страница создана: 01.09.2012, изменена: 14.05.2013
В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.